Положение о Родительском университете
30.08.2024Положение
о Родительском университете
- Общее положение
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
В своей работе Родительский университет руководствуется:
Кодекс Республики Беларусь об образовании.
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.
Государственной программы «Образования и молодежная политика» на 2021-2025 год.
Иных государственных программ, планов и комплексов мер, инструктивно-методического письма «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждении общего среднего образования» (на учебный год).
Программно-планирующей документации учреждения образования.
Родительский университет находится в непосредственном подчинении директора государственного учреждения образования «Бродецкая средняя школа Березинского района».
Руководство работой Родительского университета осуществляет заместитель директора по основной деятельности.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
- Направления работы Родительского университета:
2.1. Организационное:
формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
2.2. Информационно-просветительское:
презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
гражданское: о путях развития образования, школы.
консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
2.3. Содержательное:
научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
на оценке родителями собственного жизненного опыта;
на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
на стабильном общении детей и их родителей;
на формировании атмосферы поиска новых знаний;
на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
на развитии творческих способностей членов семьи;
на умении видеть результаты развития детей;
на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком.
Занятия с родителями проводятся в соответствии с планом мероприятий по реализации проекта «Родительский университет».
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
- Формы проведения занятий:
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
- Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
повышение интереса родителей к самообразованию;
удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
повышение уровня педагогической культуры родителей;
активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения