РУС БЕЛ ENG

КРУГЛЫЙ СТОЛ "ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЁНКА"

26.12.2023

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЁНКА

РОДИТЕЛИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ 1 ЧЕТВЕРТЬ

 

ГУО “Бродецкая средняя школа

Березинского района”

Я.Г.Гаджиева, педагог-психолог

 

Цель:

формировать представления об особенностях юношеской любви

Задачи:

ознакомить с особенностями юношеской любви;

обучение анализу чувств и переживание;

повысить родительскую компетентность.

 

Ход мероприятия

Юношеский возраст – это период дружбы, возникновения интереса к противоположенному полу, влюблённости и любви. Специфика любви в юности определяется ее романтическим характером. В раннем возрасте появляется ожидание любви, неосознаваемая готовность к переживанию влюбленности, желание испытать незнакомое романтическое чувство, появляется активное эмоциональное отношение к вопросам общения юношей и девушек.

Первая любовь – особое чувство. Оно переживается как всеобъемлющее и бесконечное, не имеющее границ. В юношеской первой любви часто много фантазии, идеализации. В образе любимого сочетаются качества реального человека и воображаемого, обладающего набором желательных качеств. Эмоциональное содержание юношеской любви носит сложный, двойственный характер: превознесение чувства сменяется отказом от него, поэтому эти новые, яркие переживания одновременно драматичны и романтичны. Юношеская любовь выражает желание эмоционального контакта, понимания, душевной близости, стремление к общению с предметом любви и одновременно склонность к избеганию, уединению. Как правило, юношеская любовь непродолжительная и формируется по механизму запечатления («любовь с первого взгляда»).

Особенности юношеской любви является то, что она обычно не связана с желанием создать семью. В ней, скорее, выражено стремление к самоутверждению, стремление любить и быть любимым. Радость от первой любви часто приводит к потребности изменить себя в лучшую сторону, заняться самосовершенствованием.

Чувства к противоположенному полу могут проходить несколько ступеней: вначале возникают интересы, симпатии, которые могут перерасти во влюбленности. Именно чувство влюбленности многие молодые люди принимают за любовь.

Часто случается, что трудно увидеть разницу между такими чувствами, как любовь и влюбленность. Обычно огонь влюбленности вспыхивает быстро и неожиданно. Это яркое и сильное чувство, заставляющее чаще биться сердце, подчиняющее себе все мысли и поступки. Кажется, что возлюбленные – самый добрый, самый лучший и вообще не имеет никаких недостатков. Такая идеализация – существенный признак влюбленности. Но вот проходит некоторое время, и у влюбленных как бы открываются глаза. Они начинают замечать друг в друге то, чего не замечали раньше: какие-то негативные черты характера или неприятные особенности поведения. И тогда либо влюбленность перерастает в любовь, либо происходит разочарование: «Это чужой, не мой человек». Каждый разочарованный, наверное, задавал себе вопрос: «Как я мог так ошибаться? Где то волшебное опьянение человека, которое я испытывал вчера или только два дня назад?». Действительно, очень часто бывает, что влюбленность, неожиданно вспыхнув, так же неожиданно и в один момент угасает. Важно научиться понимать, где в таких случаях влюбленность, а где настоящая любовь.

Влюбленность чаще всего в основе своей имеет навязчивую идею обожания, которая также подразумевает желание постоянной близости партнера, в то время как любовь такой цели не имеет и предполагает автономию человека, строиться на уважении и понимании. Более того, любовь не возникает «с первого взгляда», что не всегда можно сказать о влюбленности. Часто случается так, что влюбляются во внешность, любят же всего человека, полностью, принимая и его достоинства, и недостатки. Немаловажен тот факт, что влюбленность зачастую имеет кратковременный эффект и проходит довольно-таки быстро. В свою очередь «любовь-страсть» со временем может трансформироваться в «любовь-уважение». Часто в своей основе влюбленность имеет ситуационный (привлекла манера общения, внешний образ человека) и гормональный фактор.

Многие молодые люди не задумываются над разницей в данных понятиях, что нередко приводит к возникновению недопонимания и конфликтов между влюбленными. [1, с. 59-61].

Культура поведения влюбленных

В юности начинается формирование характерного для личности стиля поведения в ситуациях общения с противоположным полом. Появление предмета любви – высоко значимое событие в жизни парня или девушки, вызывающее «бурю» эмоций, переживаний. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, побуждая не столько выбирать любимого, сколько придумывать его.

Мечта о любви в этом возрасте выражается, первым делом, потребностью в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости.

Главным приобретением юности считается открытие своего внутреннего мира, осознание своей неповторимости. Вместе с тем, в этом возрасте часто возникает чувство одиночества, отсюда – рост потребности в общении. Интимно-личностное общение занимает в жизни молодых людей существенное место – лишь на основе откровенностей и доверия выстраивается юношеское общение. Поэтому желание дружбы и любви в этом возрасте высоко.

Любовные переживания и связанные с ними поведение обладают известной половой спецификой, причем различия не всегда соответствуют традиционным представлениям о психологических особенностях юношей и девушек. Вопреки сложившимся стереотипам, юноши, в целом, характеризуются большим уровнем романтизма, чем девушки, легче и быстрее влюбляются, в большей степени разделяют романтические представления о любви. У девушек любовь проходит быстрее, чем у юношей, они чаще выступают инициаторами разрыва и легче его переживают. В то же время, в период установившихся любовных отношений девушки склонны к большему раскрытию своих чувств, которые носят романтический характер и склонны выше оценивать своего партнера, чем он их оценивает. Эмоциональные переживания взаимоотношений в юношеском возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни. Любовь и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление. Воспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я» - концепцию самого молодого человека.

Опыт любви и любовных отношений является необходимым условием высокого личностного развития. Любовь – страсть эмоциональная, волнующая. Э.Хатфилд определяет ее как «состояние непреодолимого желания соединиться с любимым».

Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат эталоном выбора и критерием его оценки. У юношей и девушек этот образ расплывчив и содержит множество нереалистичных деталей.

Для девушек любовь определяет не только отношение к настоящему, но также влияет на оценку собственного Я, своей успешности и оценки своего будущего. Для юношей в отношениях любви наиболее важна роль женщины, и чем более значима женщина в жизни мужчины, тем более значимыми будут отношения любви.

У девушек взаимосвязь понятий «любовь» и «неудача» является положительной, тогда как у юношей – отрицательной. Это указывает на то, что неудачи в отношениях любви только усиливают их значимость для девушек и, чем более сильными являются негативные переживания в романтических отношениях, тем больше влияния они оказывают на девушек. У юношей же наоборот обратная взаимосвязь – значимость любовных отношений усиливается с уменьшением интенсивности негативных переживаний, связанных с ними.

Любовь обладает большой побудительной силой и выступает основой развития межличностных отношений с противоположным полом. Переживание романтической любви в юности выступает важным фактором личностного развития и положительно влияет на процесс личностного самоопределения.

Памятка для родителей

«Как помочь, а не навредить взрослеющему ребенку»

Осторожно! Токсичное родительское поведение:

  • «Об учёбе думать надо, а не о глупостях» (чувствах, девочках-мальчиках).
  • «Это всё ненадолго!». «Таких Оль у тебя ещё много будет!».

Представьте, что эти слова слышите вы, только вы — влюблённый ребёнок.

Формируется картина мира, где любить — разлюбить просто, обыденно, привычно. Но ведь каждый из нас знает не одну историю любви, продлившуюся всю жизнь. И кто сказал, что в сердце вашего ребёнка не зарождается сейчас та самая настоящая любовь?

  • «Главное, детей не заведите раньше времени!».

Говорить так пошло, более того, у вашего влюблённого, может, и мыслей о близости пока нет.

  • «Приведи и познакомь!».

Пусть лучше эта инициатива исходит от вашего ребёнка. А пока можно расспросить об избраннике (избраннице). Подойдут вопросы о том, чем интересуется, есть ли друзья, какие качества в ней (нём) особенно ценны. Если всё-таки посчастливилось и знакомство состоялось, не стоит навязывать своё присутствие. Дружелюбие, приветливость, спокойствие способствуют любой коммуникации. Предлагать чай каждые 15 минут, заходя в комнату, где находятся подростки, точно не стоит.

  • Не играйте в детектива!

Ежедневный просмотр вещей, проверка телефона, компьютера, всевозможные запреты — не стоит превращать семью в колонию строгого режима. Уважайте вашего ребёнка.

  • Не делитесь новостью «а наш-то влюбился!» с родственниками, друзьями, учителями.

Это сокровенное, тайна. Для чего в неё посвящать посторонних?

  • Категорически нельзя пытаться поссорить влюблённых подростков, запретить встречаться.

Такое родительское поведение нанесёт вред вашим отношениям с ребёнком, лишит их доверия, искренности, открытости и сердечности. По этой же причине не стоит иронизировать над чувствами ребёнка, высмеивать их проявление. Помните: чувства ребёнка важнее вашего мнения о них и его избраннице!

Ваше участие в отношениях возможно, если ребёнок попросит совета или общение с избранником явно будут представлять угрозу жизни и здоровью ребёнка (например, криминал, секта и так далее).

 

 

 

Список литературы:

  1. В.В.Мартынова, Е.К.Погодина. Основы семейной жизни. Подготовка к браку и семейной жизни.